Перейти на главную страницу
Поиск по сайту

А н леонтьев теория личности

Рубинштейна на структуру личности 1. Петровского Глава 2 Зарубежные психологические теории личности 2. В традициях отечественной психологии, личность представляет собой совокупность отношений к миру данного конкретного субъекта Единственным овеществленным выражением отношения может быть активность личности, реализуемая в ее деятельности. Зиглер в своей известной монографии выделяют, по меньшей мере, девять направлений в теории личности. Это — психодинамическое 3. Фрейд и пересмотренный Юнгом вариант этого направления, диспозиционное Кеттелбихевиористское Скиннерсоциально-когнитивное Бандуракогнитивное Дж. Келлигуманистическое Маслоуфеноменологическое Роджерс и эго-психология, представленная именами Зиглер, краеугольные камни теории личности коренятся в базисных представлениях ее автора о природе человека. Цель настоящей работы — рассмотреть основные принципы и положения некоторых психологических теорий личности. Данная цель достигается посредством решения следующих задач: Описать теории личности классиков отечественной психологической науки Петровского ; Дать характеристику концепта «личность» согласно основным зарубежным теоретическим подходам психодинамическое направление, гуманистическое направление, когнитивное направление, и структурная теория черт личности. Рассмотрим последовательно концепции личности некоторых авторов. Лазурского Значение этой концепции в том, что впервые было выдвинуто а н леонтьев теория личности об отношениях личности, представляющих собой ядро личности. Лазурского на природу и структуру личности формировались под непосредственным воздействием идей Бехтерева в пору, когда он работал под его руководством в Психоневрологическом институте. Лазурского основная задача личности — это приспособление адаптация к окружающей среде, которая понимается в самом широком смысле природа, вещи, люди, человеческие взаимоотношения, идеи, эстетические, моральные, религиозные ценности и т. Мера степень активности приспособления личности к окружающей среде может быть разной, что находит отражение в трех психических уровнях — низшем, среднем и высшем. Фактически эти уровни отражают процесс психического развития человека. Личность в представлении С одной стороны, это эндопсихика — внутренний механизм человеческой психики. Эндопсихика обнаруживает себя в а н леонтьев теория личности основных психических а н леонтьев теория личности как внимание, память, воображение и мышление, способность к волевому усилию, эмоциональность, импульсивность, т. Лазурному эндочерты в основном являются врожденными. Другую существенную сторону личности составляет экзопсихика, содержание которой определяется отношением личности к внешним объектам, среде. Экзопсихические проявления всегда отражают на себе внешние, окружающие человека условия. Обе эти части связаны между собой и влияют друг на друга. Например, развитое воображение, обусловливающие и способности а н леонтьев теория личности творческой деятельности, высокая чувствительность и возбудимость — все это предполагает к занятиям искусством. То же в отношение экзокомплекса черт, когда внешние условия жизни как бы диктуют и соответствующее поведение. Процесс адаптации личности может быть более или менее успешным. Лазурский в связи с этим принципом выделяет три психических уровня. Низший уровень характеризует максимальное влияние внешней среды на психику человека. Среда как бы подчиняет такого человека себе, не считаясь с его эндоособенностями. Отсюда противоречие между возможностями человека и усвоенными им профессиональными навыками. Средний уровень предполагает большую возможность приспособиться к окружающей среде, найти в ней свое место. Более сознательные, обладающие большей работоспособностью инициативой, люди выбирают занятия, соответствующие их склонностям и задаткам. На высшем уровне психического развития процесс приспособления осложняется тем, значительная напряженность, интенсивность душевной жизни, заставляет не только приспособиться к среде, но и порождает желание переделать, видоизменить ее, сообразно своим собственным влечениям и потребностям. Иными словами, здесь скорее мы можем встретиться с процессом творчества. Итак, низший уровень дает людей недостаточно или плохо приспособленных, средний — приспособившихся, а высший — приспособляющихся. На высшем уровне психического уровня благодаря духовному богатству, сознательности, скоординированности душевных переживаний экзопсихика достигает наивысшего развития, а эндопсихика составляет ее естественную подоснову. Поэтому деление идет по экзопсхическим категориям, точнее, по важнейшим общечеловеческим идеалам их характерологическим разновидностям. А н леонтьев теория личности среди них, по мнению Лазурского являются: альтруизм, знание, красота, религия, общество, внешняя деятельность, система, власть. Рубинштейна на структуру личности Первое, на что специально обращает внимание По мнению автора, этот принцип выражается, во-первых, в индивидуально-дифференциальных различиях между людьми. У разных людей, в а н леонтьев теория личности от их индивидуальных, т. Во-вторых, личностная зависимость психических процессов выражается в том, что сам ход развития психических процессов зависит от общего развития личности. Смена жизненных эпох, через которые проходит каждая личность и происходит ее развитие, приводит не только к смене жизненных установок, интересов, ценностных ориентации, но и приводит к смене чувств, волевой жизни. Личностные изменения в а н леонтьев теория личности ее развития приводят к изменениям в психических процессах познавательных, аффективных, волевых. В-третьих, зависимость психических процессов от личности выражается в том, что сами эти процессы не остаются независимо развивающимися процессами, а превращаются в сознательно регулируемые операции, т. Так, внимание в своей специфически человеческой форме оказывается произвольным, а мышление — это совокупность операций, сознательно направляемых человеком на решение задач. Исходя из данного контекста, вся психология человека является психологией личности. Раскрывая это положение, Рубинштейн отмечает: «чем «выше» мы поднимаемся, — от неорганической природы к органической, от живых организмов к человеку, — а н леонтьев теория личности более сложной становится внутренняя природа явлений и тем большим становится удельный вес внутренних условий по отношению а н леонтьев теория личности внешним». Именно это методологическое положение, выведенное Рубинштейном, делает понятным хорошо известную формулу: «личностью не рождаются — ею становятся». Психические свойства личности — не изначальная а н леонтьев теория личности они формируются и развиваются в ходе деятельности. Итак, для понимания психологии личности, с точки зрения Это вопрос о направленности, установках и тенденциях, потребностях, интересах идеалах; Что может личность? Это вопрос о способностях, о дарованиях человека, о его одаренности, Что личность есть, что из его тенденций и установок вошло у нее в плоть и кровь и закрепилось в качестве стержневых особенностей личности. А н леонтьев теория личности вопрос о характере. Выделив эти аспекты психического облика личности, Рубинштейн подчеркивал, что они взаимосвязаны и взаимообусловлены, что в конкретной деятельности они сплетены в единое целое. Направленность личности, ее установки, порождая в однородных ситуациях определенные поступки, переходят затем в а н леонтьев теория личности и закрепляются в нем в виде свойств. Наличие же интересов к определенной области деятельности стимулирует развитие способностей в этом направлении, а наличие способностей, обусловливая успешную работу, стимулирует а н леонтьев теория личности к ней. Также тесно связаны между собой способности и характер. Наличие способностей порождает у человека уверенность в себе, а н леонтьев теория личности и решительность или, напротив, самомнение или беспечность. Равно и свойства характера обусловливают развитие способностей, поскольку способности развиваются посредством их реализации, а это в свою очередь зависит от свойств характера — целеустремленности, настойчивости и т. Таким образом, в реальной жизни все стороны, аспекты психического облика личности, переходя друг в друга, образуют неразрывное единство. Леонтьева К концу 1970-х гг. В этой связи особый интерес представляют идеи Аверина, концепция личности Леонтьева характеризуется высоким уровнем абстрактности. При всем ее отличии от других имеется общая посылка с ними. Суть ее в том, что, по мнению Таким образом, очевидно, что в основе представлений о личности отечественных психологов лежит марксистской постулат о ней как о совокупности общественных отношений. Охарактеризуем кратко особенности понимания личности Леонтьевым. Личность, по его мнению, а н леонтьев теория личности это психологическое образование особого типа, порождаемое жизнью человека в обществе. К понятию «личность» Леонтьев не относил генотипические обусловленные особенности человека — физическую конституцию, тип нервной системы, темперамент, биологические потребности, эффективность, природные задатки, а также прижизненно приобретенные знания, умения и навыки, в том числе профессиональные. Перечисленные выше категории, по его мнению, составляют индивидные свойства человека. Понятие «индивид», по Леонтьеву, отражает, во-первых, целостность и неделимость конкретного человека как отдельной особи данного биологического вида и, во-вторых, особенности конкретного представителя вида, отличающие его от других представителей этого вида. Почему Леонтьев разделил эти характеристики на две группы: индивидные и личностные? По его мнению, индивидные свойства, в том числе генотипически обусловленные, могут многообразно меняться в ходе жизни человека. Но от этого они не становятся личностными, потому что личность не есть обогащенный предшествующим опытом индивид. Свойства индивида не переходят в свойства личности. Даже трансформированные, они так и остаются а н леонтьев теория личности свойствами, а н леонтьев теория личности определяя складывающейся личности, а составляя лишь предпосылкц и условия ее формирования. Развитие личности предстает перед нами как процесс взаимодействий множества деятельностей, которые вступают между собой в иерархические отношения. Личность выступает как совокупность иерархических отношений деятельностей. Их особенность состоит, по выражению Леонтьева, в «связанности» от состояний организма. «Эти иерархии деятельностей порождаются их собственным развитием, они-то и образуют ядро личности,— отмечает автор. Но возникает вопрос о психологической характеристике этой иерархии деятельностей. Для психологической трактовки «иерархий деятельностей» Отметим, что само содержание деятельностного подхода меняет традиционное соотношение и между этими понятиями и смысл некоторых из них. Место просто мотива занимает так называемый мотив-цель, понятие, вводимое Леонтьевым как структурный элемент будущего каркаса личности. Итак, существуют мотивы-стимулы, т. Иерархия этих мотивов составляют мотивационную сферу личности, центральную в структуре личности Леонтьева, поскольку иерархия деятельностей осуществляется посредством адекватной ей иерархии смыслообразующих мотивов. По его мнению «структура личности представляет собой относительно устойчивую конфигурацию «главных, внутри себя иерархизованных, мотивационных линий. Внутренние отношения главных мотивационных линий. Все это позволяет Леонтьеву выделить три основных параметра личности: широта связей человека с миром посредством его деятельностей ; степень иерархизованности этих связей, преобразованные в иерархию смыслообразующих мотивов мотивов-целей ; общая структура этих связей, точнее мотивов-целей. Процесс становления личности по Леонтьеву есть процесс «становления связной системы личностных смыслов». Петровского Сформулированный Леонтьевым подход к пониманию проблемы личности нашел свое дальнейшее развитие в работах отечественных психологов — представителей московской школы, в том числе Петровский в своих разработках исходит из того, что понятия «индивид» и «личность» не тождественны. Личность — это особое качество, которое приобретается индивидом в обществе в процессе вступления его в общественные по своей природе отношения. Чтобы понять основания, на которых формируются те или иные свойства личности, нужно рассмотреть жизнь человека в обществе. Включенность индивида в систему общественных отношений определяет содержание и характер выполняемых им деятельностей, круг и способы общения с другими людьми, т. Но образ жизни отдельных индивидов, тех или иных общностей людей, а также общества в целом определяется исторически развивающейся системой общественных отношений. А это означает, что личность можно понять или изучить только в контексте конкретных социальных условий, конкретной исторической эпохи. Причем следует отметить, что для личности общество — это не, просто внешняя среда. Личность постоянно включена в систему общественных отношений, которая опосредуется множеством факторов. Петровский считает, что личность конкретного человека может продолжаться в других людях, и со смертью индивида она полностью не умирает. И в словах «он живет в нас и после смерти» нет ни мистики, ни чистой метафоричности, это констатация факта идеальной представленности индивида после его материального исчезновения. Рассматривая далее точку зрения а н леонтьев теория личности московской психологической школы на проблему личности, следует отметить, что в понятие личность в большинстве случаев авторами включаются определенные свойства, принадлежащие индивиду, причем имеются а н леонтьев теория личности виду и те свойства, которые определяют своеобразие индивида, его индивидуальность. Однако понятия «индивид», «личность» и «индивидуальность» не тождественны по содержанию, — каждое из них раскрывает специфический аспект индивидуального бытия человека. Личность может быть понята только в системе устойчивых межличностных связей, опосредованных содержанием, ценностями, смыслом совместной деятельности каждого из участников. Эти межличностные связи реальны, но по природе своей сверхчувственны. Они проявляются в конкретных индивидуальных свойствах и поступках людей, входящих в коллектив, но не сводятся к ним. Подобно тому, как понятия «индивид» и «личность» не тождественны, личность индивидуальность, в свою очередь, образуют единство, но не тождество. Если черты индивидуальности не представлены в системе межличностных отношений, они оказываются несущественными для оценки личности и не получают условий для развития, подобно тому как в качестве личностных выступают лишь индивидуальные черты, в наибольшей степени «втянутые» в ведущую для данной социальной общности деятельность. Таким образом, в позиции представителей московской психологической школы прослеживается два основных положения. Во-первых, личность и ее характеристики сопоставляются с уровнем социального проявления качеств и свойств человека. Во-вторых, личность рассматривается как продукт социальный, никак не связанный с биологическими детерминантами, а, следовательно, можно сделать вывод о том, что социальное в большей степени влияет на психическое развитие индивида. Глава 2 Зарубежные психологические теории личности Взгляды зарубежных психологов на личность характеризуются еще большей пестротой, чем отечественных. В данной работе мы рассмотрим четыре из них. Фрейда Психоаналитическая теория Фрейда представляет собой пример психодинамического подхода к изучению поведения человека. При таком подходе считается, что неосознаваемые психологические конфликты контролируют поведение человека. Зигмунд Фрейд, основатель психоанализа, строил психоаналитические концепции почти полностью на своих обширных клинических наблюдениях над больными неврозами, а также на психоанализе. Фрейд выделял три уровня сознания — сознание, предсознательное и бессознательное — с целью описания степени доступности психических процессов осознавания. Наиболее значительные психические события происходят в бессознательном которое по своей природе является инстинктивным и отделено от реальности. Ид, представляющее собой инстинктивное ядро личности, является примитивным, импульсивным и подчиняется принципу удовольствия. Ид использует рефлекторные реакции и первичные представления с целью получения немедленного удовлетворения инстинктивных побуждений. Эго представляет собой рациональную часть личности и руководствуется принципом реальности. Его задачей является разработка для индивидуума соответствующего плана действий, чтобы удовлетворять требованиям ид в рамках ограничений социального мира и сознания а н леонтьев теория личности. Эту задачу эго решает при а н леонтьев теория личности вторичных процессов представления. Суперэго, формирующееся последним а н леонтьев теория личности процессе развития личности, представляет собой ее моральную сторону. Суперэго состоит из двух структур — совести и эго-идеала. Теория мотивации Фрейда основана на концепции инстинкта, определенного как врожденное состояние возбуждения, которое ищет разрядки. В теории психоанализа различают а н леонтьев теория личности категории инстинкта: инстинкт жизни Эрос инстинкт смерти Танатос. Инстинкт имеет четыре основные параметра: источник, а н леонтьев теория личности, объект и стимул. Данное Фрейдом объяснение стадий психосексуального развития основано на предпосылке о том, что сексуальность дается от рождения и развивается дальше, охватывая ряд биологически определенных эрогенных зон, вплоть до достижения зрелости. В представлении Фрейда развитие личности проходит через четыре следующие стадии: оральную, анальную, фаллическую и генитальную. Латентный период не является стадией психосексуального развития. Фрейд предполагал, что в процессе психосексуального развития неразрешенные конфликты приводят к фиксации а н леонтьев теория личности образованию определенных типов характера. Так, взрослые с фиксацией на анально-удерживающей стадии становятся негибкими, скучными и непреодолимо аккуратными. Фрейд выделял три типа тревоги: реалистическую, невротическую и моральную. Он полагал, что тревога играет роль а н леонтьев теория личности, предупреждающего эго о надвигающейся опасности, исходящей от инстинктивных импульсов. В а н леонтьев теория личности эго использует ряд защитных механизмов, включая вытеснение, проекцию, замещение, рационализацию, реактивное образование, регрессию, сублимацию и отрицание. Предпринимались попытки установить валидность некоторых концепций психоанализа. Наиболее характерные исследования фокусировались на экспериментальной оценке вытеснения и подпороговой психодинамической активации неосознаваемого конфликта, а также на их влиянии, на патологическое поведение. Эти исследования предоставили эмпирическую поддержку определенных ключевых психоаналитических гипотез. Однако в отношении результатов каждого исследования следует проявлять осторожность и критичность. Низшие более основные потребности в иерархии должны быть разумно удовлетворены прежде, чем потребности высокого уровня становятся доминантой побудительных сил в поведении человека. Вот иерархия потребностей по Маслоу в порядке их доминирования или необходимости: 1 физиологические; 2 безопасность и защита; 3 принадлежность и любовь; 4 самоуважение; 5 самоактуализация. Гуманистическая а н леонтьев теория личности теории личности Маслоу особенно ярко проявляется в концепции самоактуализации, стремлении к наивысшей реализации своего потенциала. Маслоу также различал две большие категории мотивов человека: дефицитарные мотивы и мотивы роста. Дефицитарные мотивы нацелены на снижение напряжения, тогда как мотивация роста также называемая метамотивацией нацелена на повышение напряжения посредством поиска новых и волнующих переживаний. Маслоу перечислил несколько метапотребностей например, истина, красота и справедливостьс помощью которых описал самоактуализирующихся людей, и выдвинул теорию, что эти потребности биологически заложены в людях так же, как и дефицитарные потребности. Неудовлетворение метапотребностей вызывает метапатологии. Апатия, цинизм и отчуждение — вот некоторые из большого количества симптомов, указывающих на метапатологии, отмечаемые у людей, потерпевших неудачу в удовлетворении своих метапотребностей. Роджерс, являясь представителем гуманистической а н леонтьев теория личности, утверждает, что у человека в процессе развития возникает особая личностная структура «Я», которая включает «идеальное Я» и «реальное Я». «Реальное Я» — совокупность мыслей, чувств и переживаний «здесь и сейчас»; «Идеальное Я» — совокупность мыслей, чувств и переживаний, которые человек хотел бы иметь для реализации своего личностного потенциала. Хотя «реальное Я» и «идеальное Я» являются довольно размытыми понятиями, тем не менее, существует способ измерения их конгруэнтности совпадения. Высокий показатель конгруэнтности свидетельствует об относительно высокой гармонии «реального Я» и «идеального Я» о высокой самооценке. При низких же значениях конгруэнтности низкой самооценке отмечается высокий уровень тревожности, признаки депрессии. При рождении обе подструктуры структуры «Я» полностью конгруэнтны, и поэтому человек изначально добр и счастлив. Впоследствии, благодаря взаимодействию с окружающей средой, расхождения между «реальным Я» а н леонтьев теория личности «идеальным Я» могут приводить к искаженному восприятию реальности — субцепции, по терминологии При сильных и длительных расхождениях между «реальным Я» и «идеальным Я» могут возникать психологические проблемы. Целостность личности достигается в том случае, когда конгруэнтность между «реальным Я» и «идеальным Я» приближается к единице. Целостность личности — основное качество «полностью функционирующей личности». Смысл воспитания и коррекции личности состоит в развитии целостной личности. Таким а н леонтьев теория личности, в рамках гуманистического подхода, личность — это внутренний мир человеческого «Я» как результат самоактуализации, а структура личности — это индивидуальное соотношение «реального Я» и «идеального Я», а также индивидуальный уровень развития потребностей в самоактуализации. Основным концептуальным элементом является личностный «конструкт». Блок «ядерных» конструктов — это примерно 50 основных конструктов, которые находятся на вершине конструктной системы, т. Этими конструктами человек пользуется наиболее часто при взаимодействии с другими людьми. Блок периферических конструктов — это все остальные конструкты. Количество этих конструктов сугубо индивидуально и может варьировать от сотен до нескольких тысяч. Целостные свойства личности выступают как результат совместного функционирования обоих блоков, всех конструктов. Выделяют два типа целостной личности: когнитивно сложная личность личность, у которой имеется большое количество конструктов и когнитивно простая личность личность с небольшим набором конструктов. Когнитивно сложная личность, по сравнению с когнитивно простой, а н леонтьев теория личности следующими характеристиками: 1 имеет лучшее психическое здоровье; 2 лучше справляется со стрессом; 3 имеет более высокий уровень самооценки; 4 адаптивна к новым ситуациям. Согласно когнитивной теории, личность — это система организованных личностных конструктов, в которых перерабатывается воспринимается интерпретируется личный опыт а н леонтьев теория личности. Структура личности в рамках данного подхода рассматривается как индивидуально своеобразная иерархия конструктов. Кроме того, подчеркивается, что индивидуумы отличаются друг от друга по своим характерологическим признакам. Гордон Олпорт, первым выдвинувший теорию черт личности, главной задачей психологии считал объяснение уникальности индивидуума. Личность он рассматривал как динамическую организацию тех внутренних психических процессов, которые определяют характерное для нее поведение и мышление. Олпорт считал черту самой значительной единицей анализа для понимания изучения личности. В его системе черта личности определяется как предрасположенность к реагированию сходным образом на различные виды стимулов. Его главная организующая концепция личности заключается в описаниях различных типов выявленных им черт. Кеттела, черты личности представляют собой относительно постоянные тенденции реагировать определенным образом в разных ситуациях и в разное время. Спектр действия этих тенденций чрезвычайно велик. Иначе говоря, черты представляют собой гипотетические психические структуры, обнаруживающиеся в поведении, которые обуславливают предрасположенность поступать единообразно в различных обстоятельствах и с течением времени. Черты личности отражают устойчивые и предсказуемые психологические характеристики и, безусловно, являются наиболее важными в концепции Кеттела. Поверхностная черта представляет собой совокупность поведенческих характеристик, которые при наблюдении выступают в неразрывном единстве. Исходные черты, напротив, представляют собой основополагающие структуры, которые, как считает Кеттел, образуют блоки самого здания личности. Эти некие объединенные величины или факторы, определяющие, в конечном счете, то постоянство, которое наблюдается в поведении человека. Конституциональные черты—черты, сформированные окружающей средой. Согласно Кеттелу, исходные черты можно разделить на два подтипа — в зависимости от их источника. Конституциональные черты развиваются из биологических и физиологических данных индивидуума. Кеттел мог бы утверждать, что подобное поведение является следствием изменений физиологии человека и, таким образом, отражает конституциональные исходные черты. Черты, сформированные окружающей средой, наоборот, обусловлены влияниями в а н леонтьев теория личности и физическом окружении. Эти черты отражают характеристики и стили поведения, усвоенные в процессе научения, и формируют модель, запечатленную в личности ее окружением. Способность, темперамент и динамические черты. Исходные черты, а н леонтьев теория личности свою очередь, а н леонтьев теория личности быть классифицированы в терминах модальности, посредством которой они выражаются. Способности определяют умения человека и его эффективность в достижении желаемой цели. Черты темперамента относятся к другим эмоциональным и стилистическим качествам поведения. Кеттел рассматривает черты темперамента как конституциональные исходные черты, определяющие эмоциональность человека. Наконец, динамические черты отражают мотивационные элементы поведения человека. Кеттел убежден в том, что имеет смысл классифицировать черты на общие и уникальные. Общая черта — это такая черта, которая присутствует в различной степени у всех представителей одной и той же культуры. И напротив, уникальные черты — это такие черты, которые имеются лишь у немногих или вообще у кого-то одного. Практически все исследования Кеттела посвящены общим чертам, но признание им уникальных черт дает возможность подчеркнуть значение неповторимой индивидуальности людей. Он также полагает, что сама по себе организация общих черт в личности всегда уникальна. Однако нам не следует преувеличивать значение признания Кеттелом уникальности комбинации черт у каждого конкретного человека. В действительности его намного больше интересовали общие принципы поведения, чем личность конкретного индивидуума. А н леонтьев теория личности Обобщая вышесказанное, отметим следующие основные моменты. Каждое из определений личности, имеющихся в научной литературе, подкреплено экспериментальными исследованиями и теоретическими обоснованиями. В отечественной психологии структурный подход к проблеме личности сменяется концепцией системного подхода; это произошло к концу 1970-х гг. Исследуя формирование и развитие личности, отечественная психология исходит из того, что личность - это социальное качество индивида, в котором предстает человек как член человеческого общества. Вне общества это качество индивида не существует, а потому вне анализа отношений «индивид—общество» оно не может быть понято. Объективным же основанием личностных свойств индивида является система общественных отношений, в которой он живет и развивается. Представления о личности рассмотренных нами авторов говорят о несхожести этих концепций. В то же время следует признать, что обобщенное представление о личности с а н леонтьев теория личности разных авторов гораздо выпуклее и многограннее, чем в первоначальной концепции «внешнего социального образа». Тем не менее, анализ этих концепций позволяет выделить и общие а н леонтьев теория личности соприкосновения. К ним относятся следующие положения. В большинстве определений личность предстает в виде некоей гипотетической структуры или организации. Поведение человека организуется интегрируется на уровне личности. В большинстве определений подчеркивается значение индивидуальных различий между людьми. В большинстве определений именно личность «отвечает» за устойчивость поведения. Именно она обеспечивает человеку чувство непрерывности во времени и окружающей среде. Сравнение обобщенных взглядов отечественных и зарубежных психологов обнаруживает определенное сходство между ними в отношении личности. Таким образом, цель настоящей работы достигнута, и задачи выполнены. Список литературы Абульханова-Славская Очерк науки о характерах. Психология: Учебник: А н леонтьев теория личности 3-х кн. Структура и развитие личности. Психологическая наука а н леонтьев теория личности России ХХ столетия: проблемы теории истории. Основные подходы к проблеме соотношения биологического и социального в личности. Проблема психического развития индивида, особенности понимания личности Мотивационно-потребностная сфера личности, ее направленность и самосознание. Основные подходы к изучению личности в современной психологии. Психодинамическая, аналитическая, гуманистическая, когнитивная, поведенческая, деятельностная и диспозициональная теории личности. Уровни анализа личности как психологического образования. Личность и ее индивидуальные особенности, структура и направленность. Исследование свойств личности а н леонтьев теория личности помощью психодинамической теории Фрейда, а н леонтьев теория личности Юнга, гуманистической Роджерса и Маслоу, когнитивной, поведенческой и деятельностной теории. Интерес и проблема изучения личности, его роль и значение в современном обществе, место в психологической и педагогической литературе. Основные направления а н леонтьев теория личности разработке проблемы личности за рубежом и в России, их разновидности и отличительные черты. Движущие силы и условия развития личности. Подход к пониманию личности в школе Подход к пониманию личности в школе Введение Понятие личности начало складываться уже в древности. Первоначально термин «личность» обозначал маску, которую надевал актёр древнего театра, Основные модели функционирования личности, изучение поведения человека. Достижения персонологов прошлого и настоящего. Анализ теорий личности: Скиннера оператного наученияБандура поведенческаяДж. Келли когнитивнаяМаслоу гуманистическая. Теория деятельности, рассматривающая личность в контексте порождения, функционирования и структуры психического отражения в процессах деятельности, разработана во второй половине XX в. История и предпосылки становления психодинамических теорий личности, их яркие представители и последователи, основополагающие идеи. Гуманистические тории личности Кеттела, исследование ими личностных черт. Понятие и сущность личностных качеств в психодинамическом и диспозициональном направлениях психологии личности. Анализ и обобщение наиболее известных из существующих подходов к вопросу происхождения личностных качеств в различных психологических теориях. Человек — энергетическая система, в которой количество энергии ограничено. Траты энергии на одно уменьшают ее количество на другое. Энергетическая система инстинктов и защитных механизмов, определяются взаимодействием выражения инстинкта и торможением. А н леонтьев теория личности личностных конструктов — когнитивная теория личности, разработанная в 50-х гг. Цель теории состоит в объяснении того, каким образом личность интерпретирует и прогнозирует свой жизненный опыт. Теория черт личности Черты личности, предсказуемые психологические характеристики. Теория типов личности Ганса Айзенка. Психология личности в теории Основные принципы и направления гуманистической а н леонтьев теория личности. Психология третьей силы Маслоу. Внутренняя природа человека и творческий потенциал. Дефицитарная мотивация и мотивация роста. Рассмотрение теорий личности видных отечественных и зарубежных представителей основных школ. Оценка разнообразия концептуальных подходов к изучению личности. Практическая значимость теорий личности и теоретических принципов к аспектам поведения человека. Характеристика гуманистической теории личности. Основные достоинства гуманистической теории. Неосознаваемые защитные механизмы, используемые для обеспечения целостности, стабильности личности. РОСТОВСКИЙ — НА — ДОНУ ФИЛИАЛ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ Дисциплина: Психология Контрольная работа на тему: Теория личности Определение личности и классификация ее теорий. Главные признаки гуманистического подхода Бугентала. Основные периоды развития психологии личности. Сущность Я-концепции и ее функции. Строение личности в общей психологии. Факторы, влияющие на самооценку. Процесс объединения, связывания деятельностей индивида. Развитие процесса целеобразования, действий субъекта.


Другие статьи на тему:



 
Copyright © 2006-2016
stclement.ru